воскресенье, 26 марта 2017 г.

Пьеса для театра Игоря Муренко КОРОЛЕВА ЛИР

Пьесы Игоря Муренко поставлены: 

«ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ» - в 50 профессиональных театрах России и стран СНГ (на момент 2016 года). Спектакли по этой пьесе стали лауреатами фестивалей в Новосибирске, Иркутске, Перми, Кирове, Самаре, Твери, Йошкар-Оле, Ульяновске, Мурманске, Барнауле, Омске, Сызрани, Тобольске, Ханты-Мансийске, Пскове, Тюмени, Комсомольске-на-Амуре, Санкт-Петербурге, Москве, в Узбекистане, Казахстане, Болгарии и во Франции. В марте 2015 года пьеса поставлена в Литве (город Биржай). Несмотря на то, что автор из России, премьера прошла с огромным!!! успехом. Это говорит о победе народной дипломатии.

В Санкт-Петербурге на 2-ом Всероссийском фестивале-конкурсе любительских театров «Невские театральные встречи - 2016» Гран-При и Приз зрительских симпатий завоевал спектакль «ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ» Объячевского народного театра имени Г.Д. Горчакова, Республика Коми, Прилузский район, село Объячево. 

Пьеса «ОТЧЕ НАШ» - в Новосибирском Областном драматическом «Старый дом». Показана в эфире Государственной телерадиокомпании «Новосибирск». Стала лауреатом фестиваля в Украине (Одесса). 

Пьеса «ПРИЗВАНИЕ - УБИЙЦА» - в Новосибирском Государственном Молодежном академическом театре «Глобус». Стала лауреатом Международного Рождественского фестиваля в Новосибирске. 

Пьеса "АКТРИСА НОЧЬЮ" в театре "САНТ" г. Актау Республики Казахстан.

Пьеса "СЕМЕЧКО ТЫКВЫ" - на Новосибирской студии телевидения (ныне ГТРК "Новосибирск"), а также на сцене МАУ ГЦНК «Приморье» детской театральной студией "Софит" из школы № 3 поселка им. С. Лазо Дальнереченского района Приморского края.

Пьеса «F 1 – ПОМОЩЬ. ПАМЯТИ WINDOWS 2000» - в Белоруссии, в молодежном театре «На филфаке» Белорусского государственного университета и была представлена на Международном фестивале студенческих театров «Тэатральны куфар 2009» в Минске.

Пьеса «КОРОЛЕВА ЛИР» - на ГТРК «Новосибирск».

Пьеса «БАБУИН И ДЕМБЕЛЬ» - на ГТРК «Новосибирск».

Пьеса «МУСОРНЫЕ БЯКИ» - на ГТРК «Новосибирск».

Пьеса «СЫН ПРИЕХАЛ» - на ГТРК «Новосибирск».

Пьеса «КЛАД КРЕМ или ПРИЕМ ВЕДЕТ ПСИХОЛОГ» победила на Международном конкурсе современной драматургии "Время драмы, 2014, осень". Участвовало 156 авторов (243 пьесы) из 10 стран: Израиль, Англия, США, Украина, Белоруссия, Казахстан, Германия, Швейцария, Латвия, Россия. Подтверждение информации на сайте конкурса – здесь - http://www.theatre-library.ru/contest?s=2014-3&res=first 

Пьеса "КОМЕДИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ" вошла в шорт-лист Международного конкурса современной драматургии "Время драмы, 2015, весна". Участвовали авторы из 9 стран: Германии, Дании, Израиля, Италии, Швейцарии, Латвии, Белоруссии, Украины, России. Пьеса поставлена в Челябинском Молодежном театре "ГлаголЪ". Премьера состоялась 16 марта 2016 года. Спектакль победил в Магнитогорске на фестивале молодежных театров в апреле 2016 года. И победил в Челябинске на театральном фестивале "Весна студенческая 2017". Пьеса поставлена и в народном театре села Бердюжье Тюменской области в мае 2017 года.

Пьеса "МУЖИКИ ЛЕТЯТ НА ПИРОГИ" названа победителем Международного конкурса современной драматургии «Время драмы, 2016, лето». Участвовали авторы из Украины, Кыргызстана, Беларуси, Молдовы, Латвии, Германии, Израиля, Канады, Франции, США, России. Пьеса поставлена в народном театре села Парабель Томской области.

Печатался в журнале «Современная драматургия», в сборниках «Авторы и пьесы», «Мы выбираем Новосибирск». 

Один из соучредителей Секции драматургов при Авторском Совете Российского Авторского Общества. 

Участник лаборатории драматургов, режиссеров и критиков Урала, Сибири и Дальнего Востока, семинара драматургов России в Рузе, семинара молодых драматургов СССР. 
Один из победителей конкурса пьес Sib-Altera (пьеса «Актриса ночью»).   

 ИГОРЬ МУРЕНКО


                         КОРОЛЕВА ЛИР


                   
 Действующие лица:

ЗИНАИДА ЕГОРОВНА – 81 лет

НИКОЛАЙ, ее сын – 63 лет
                                                                          
ИГОРЬ, слесарь-сантехник – года 52

ЗИНАИДА ЕГОРОВНА в молодости – 23 лет

ПЕТР – лет 40

НИКОЛАЙ в детстве – 5 лет

                      
СЦЕНА 1
           2000-й год. Декабрь. Однокомнатная квартира. На кухне Николай и Игорь сидят за столом, выпивают. Перед ними  тарелки  с нарезанной колбасой и хлебом. Две бутылки водки – одна почти пустая, другая  полная.
НИКОЛАЙ (уже под хмельком, наливает водку в стопки). Представляешь – он мне говорит – «хам».  Это он мне. Ты понял?
ИГОРЬ (заплетающимся языком). Понял. Ты, хам.
НИКОЛАЙ. Я не хам. Это он мне сказал: «Ты, хам».
ИГОРЬ. Я хам? Почему? Я не всегда слесарил, командовал кранами да унитазами, ты не думай. Когда-то, давно - я числился инженером. И вообще – я человека ищу. Настоящего. Такого…честно чтоб и прямиком. Вот с тобой захотел познакомиться. Вдруг ты такой. Без этих самых…за пазухой…Ты понял?
НИКОЛАЙ. Понял. Ты не промахнулся. Попал прямо в точку. Я все честно. И прямиком.
ИГОРЬ. Да?
НИКОЛАЙ. Да.
                     Жмут друг другу руки.
… Давай еще выпьем.  Я на пенсии, имею право – когда захочу, с кем захочу и сколько захочу. Дома я и президент, и премьер-министр, и даже …начальник исправительно-трудового учреждения.
ИГОРЬ. Какого учре?..
НИКОЛАЙ. Исправительно-трудового.
ИГОРЬ. Не понял. У тебя здесь что – тюрьма, зона?!
НИКОЛАЙ. Вроде этого.
ИГОРЬ. Здесь – в однокомнатной квартире?!
НИКОЛАЙ. Да. И очень удобно.
ИГОРЬ. И зэки есть?
НИКОЛАЙ. Есть.
ИГОРЬ. А где они? Что-то я их не вижу. (Смеется). В шкафах что ли?
НИКОЛАЙ. Увидишь.
ИГОРЬ. Скоро?
НИКОЛАЙ. Скоро.
ИГОРЬ (насторожившись, встает). Я, пожалуй, пойду.
НИКОЛАЙ. Да успокойся, никто тебя не тронет.
ИГОРЬ. Ну, знаешь – тюрьма это... рассказывали. И психушка... тоже…
НИКОЛАЙ. Чего перепугался-то? Садись. Не псих я. Садись, садись. (Усаживает Игоря). Даю тебе честное слово – ты выйдешь отсюда целым и невредимым. Никто тебя не тронет.
ИГОРЬ. Выйду сегодня? Не через пять-десять лет?
НИКОЛАЙ. Да не псих я, садись.
ИГОРЬ (садится). Кто тебя знает. Подпоишь, шарахнешь чем-нибудь по башке, утащишь в чулан, закуешь в кандалы, и будешь издеваться. Мало таких придурков? По телевизору только про таких и говорят.
НИКОЛАЙ. Не придурок я, успокойся. Ты же слесарь. Ходишь по всему дому. Наши бабки мигом бы про меня рассказали – будь я маньяк-убийца, или что-то в этом роде.
ИГОРЬ. Я в вашем доме только первый месяц. Я еще новичок. Я и с тобой сегодня только познакомился.
НИКОЛАЙ (наливает водку). Давай продолжим. Так мы с тобой хорошо, душевно сидели. (Поднимает стопку). За нас мужиков. За нормальных мужиков.
ИГОРЬ (не берет стопку). А много их?
НИКОЛАЙ. Двоих уже видишь. Это ты да я.
ИГОРЬ. Зэков много?
НИКОЛАЙ. Не имеет значения. Давай лучше выпьем.
ИГОРЬ. Уже десять часов. Поздно. Я пойду.
                                  Звонок в дверь.
НИКОЛАЙ. Вот и зэк мой пришел.  Его время. ( Идет открывать дверь, Игорь идет за ним следом).
                              В дверях Зинаида Егоровна. Заходит, закрывает за собой дверь.
ЗИНАИДА ЕГОРОВНА. Можно снять пальто?
НИКОЛАЙ. Вы же знаете – нужно доложить по всей форме.
ЗИНАИДА ЕГОРОВНА (стыдясь постороннего человека, тихо). Товарищ начальник исправительно-трудовой колонии, заключенный номер один на вечернюю поверку прибыл.
НИКОЛАЙ. Я ничего не расслышал.  Доложите, как следует.
ЗИНАИДА ЕГОРОВНА (громче). Товарищ начальник исправительно-трудовой колонии, на вечернюю поверку заключенный номер один прибыл.
НИКОЛАЙ. Входной билет.
                                     Зинаида Егоровна достает из кармана пальто горсть монет, сыплет в руки сына, затем еще одну горсть, еще одну. Сын считает деньги.
НИКОЛАЙ. Здесь только девяносто пять рублей. Вы же знаете – за день вы должны собрать сто. Идите, собирайте.
ИГОРЬ. Уже поздно. Одиннадцатый час.
НИКОЛАЙ. Успеет. До двенадцати, до часу ночи доберет нужную сумму. А нет – заночует в подъезде.
                      Зинаида Егоровна роется в кармане и достает пятирублевую монетку и дает сыну.
ЗИНАИДА ЕГОРОВНА. Вот пять рублей. Завалились за подкладку.
НИКОЛАЙ. Ладно. Можете переночевать.
                    Зинаида Егоровна устало раздевается. Вешает шапку и пальто на вешалку, снимает валенки.
НИКОЛАЙ. В честь гостя я разрешаю вам – вне графика - принять ванну или душ, как хотите. ( Игорю). Ну, пошли, продолжим.                          
                      (Возвращаются на кухню, садятся за стол).
ИГОРЬ. Это мать?!
НИКОЛАЙ. Мать. Мать ее.
ИГОРЬ. Она будет ужинать?
НИКОЛАЙ. Она должна поужинать на улице.
ИГОРЬ. Сурово.
НИКОЛАЙ. Я строгий, но справедливый. Все честно. И прямиком. Деньги, что она собирает, себе не беру – посылаю детям на операции, на лечение. Сейчас много таких просьб – в газетах. (Поднимает стопку).
ИГОРЬ. А за что ты так на нее?
НИКОЛАЙ. За то.
ИГОРЬ. Ну, не знаю, что надо сделать, чтоб вот так вот…
НИКОЛАЙ. Поехали. ( Пьет).
                        Игорь не пьет.
ИГОРЬ. Я бы так не смог над матерью…
НИКОЛАЙ. Смог бы.
ИГОРЬ. И она – терпит, не уходит.
НИКОЛАЙ. Пусть проваливает. Я не держу ее. У меня строгий, но свободный режим.
ИГОРЬ (встает). Я пошел. Ты и, правда – хам.
НИКОЛАЙ (хватает его, усаживает). Нет, уж послушай, раз краник открутил! Водичка уже побежала!…Хлынула!…Послушай, дружок мою сказочку…Видите ли он не смог бы! Смог, и не чихнул бы!...Не бойся – я спокоен. Буянить не стану… Так вот… В войну мы жили здесь же, на Красном проспекте, в этой же квартире. Отец ушел на фронт, но еще до фронта мать с отцом развелись. Я был мальцом пяти лет и не понимал – как это можно развестись. Считал – папка ушел на войну. Поэтому мне было обидно, непонятно и страшно, когда однажды мать привела чужого дядю.

СЦЕНА 2 
              Декабрь 1942 года. Та же самая квартира. Коля - мальчик пяти лет - сидит в комнате за столом, рисует карандашами на листочке войну. Изображает голосом гул самолетов, автоматную стрельбу, взрывы снарядов. Кричит: «Ура-а!» - и не слышит, как открывается входная дверь и в коридор входят молодая Зинаида Егоровна и Петр с чемоданом. Снимают шапки и пальто, открывают дверь комнаты.
Коля бросается к матери с радостным криком: « Мама, мама!» Но останавливается, увидев чужого.
ЗИНАИДА. Сынок, этот дядя будет у нас жить. Зови его – дядя Петя. Поздоровайся.
ПЕТР (протягивает руку мальчику). Ну, здравствуй.
КОЛЯ (не дает руки, чуть не плачет). А где папа?
ЗИНАИДА. Ты же знаешь – папа ушел на войну.
КОЛЯ. А почему дядя не ушел на войну?
ПЕТР. Много будешь знать, будешь умный, как я. На-ка лучше морковку. (Подает небольшую морковку, но мальчик ее не берет). Не хочешь, как хочешь. (Откусывает половину морковки, жует). В следующий раз поторопись.
ЗИНАИДА. Дядя Петя артист. Он из самой Москвы. А теперь будет жить в нашем городе. Он выступает на концертах – в школах, на заводах. Поет песни, читает стихи. Понимаешь?
ПЕТР. Я выступаю и в филармонии. Я очень известный артист.
КОЛЯ. Я пойду на войну, как папа.
ПЕТР. Объясни ему – у меня бронь. Хотя, чего там – малец еще.
ЗИНАИДА. Дядя Петя поет песни про войну. Он помогает нашим людям жить. И даже смешит их.
ПЕТР. Я умею смешить. Не веришь?...Подержи-ка. (Протягивает Зинаиде половину морковки). Знаешь, как пляшет пленный фашист, раненный в ногу? (Изображает). Гитлер капут! Я любить русский люди! Русский пляска! (Пляшет – точнее скачет на одной ноге, злобно морщится, ойкает от боли, когда наступает на раненную ногу, и в это же время пытается заискивающе улыбаться: «Все карашо, карашо» - и старается не упасть). …А вот какие немцы герои. (Изображает голосом взрыв, садится на корточки, закрывает голову руками, хрюкает от страха).
                          Коля не смеется.
ПЕТР. Не смешно? А на концертах смеются. Хотя, чего там – малец еще.
КОЛЯ. Я люблю папу.
ПЕТР (встает, строго). Запомни. Я капризных мальчиков не люблю. Очень, знаешь ли, не люблю… Давай. (Забирает у Зинаиды морковку, отправляет ее в рот, жует). Я их знаешь, куда сажаю для перевоспитания? (Показывает на чемодан). Да, да – именно, именно. Иди, посмотри – там уже сидят несколько противных мальчишек. (Смеется).                


СЦЕНА 3
   Зима. Красный проспект ночью. Четырехэтажный дом, построенный в 30-е годы. На первом этаже гастроном, на остальных трех этажах квартиры. На самом верху на небольшой башенке – часы. Равнодушно мерцает циферблат.                      
СЦЕНА 4
Ночь. На кровати Зинаида спит с Петром. Неподалеку кровать Коли. Петр внезапно просыпается, садится, испуганно смотрит в темное окно.
ПЕТР. Который час, черт подери?! ( Толкает Зинаиду). Зина, слышь. Пошли мальца, пусть узнает.
ЗИНАИДА. Сама схожу.
ПЕТР. Еще чего. Тебе с утра к станку. А ему – нет. С него не убудет. Пусть закаляется – как сталь.  
                          Зинаида встает, идет к кровати Коли, будит его.
ЗИНАИДА. Сына, сына, вставай.
КОЛЯ (просыпаясь). Нет.
ЗИНАИДА. Сходи, милый, на улицу к часам. Дядя Петя просит.
КОЛЯ. Не хочу.
ЗИНАИДА (Петру). Я все-таки схожу.
ПЕТР. Останься, я сказал! Нам спать надо. Малой, давай – быстро!
КОЛЯ. Я боюсь.
ПЕТР (Зинаиде). Я тоже боюсь, черт подери! У нас сегодня сранья выезд в колхоз! За пятьдесят кэмэ. Я не могу опоздать! И ты!
ЗИНАИДА (сыну). Не бойся. На улице никого нет. Все спят.
КОЛЯ. Там темно.
ПЕТР. Пулей – я сказал! Я жду!
         Коля встает, одевается. Зинаида ему помогает.
(Зинаиде). Что теперь – врагами народа подохнуть?! В лагеря загреметь?!

СЦЕНА 5
И вот Коля оделся – в пальтишко, на голове шапка-ушанка, на ногах валенки - и выходит в длинный коридор. По одну его сторону двери квартир, по другую окна во двор. В коридоре темно, рваный свет идет лишь со двора. Мальчику страшно. Он медленно идет, пугаясь молчащих дверей, черных провалов под окнами, резкого дребезжания стекол от ветра. Выходит на лестницу, ведущую к выходу. И бежит, кричит от страха – а-а-а-а-а! И выскакивает на улицу. Его встречает пустынный двор. Коля идет в темную арку и выходит на ночной Красный проспект. Дорога безлюдна. Проходят машины – Эмка, ГАЗ-67. Уличный фонарь выхватывает в легковушке форму сотрудника НКВД. Мальчик смотрит на часы над гастрономом, шевелит губами, запоминает расположение стрелок.
КОЛЯ. Маленькая стрелка возле четыре, большая на девять.

Равнодушно мерцает циферблат
часов над гастрономом.

СЦЕНА 6
 Коля вернулся с улицы и стоит перед Петром.
ПЕТР. Ну, говори.
КОЛЯ. Маленькая стрелка возле четыре, большая стрелка на девять.
ПЕТР. Без пятнадцати четыре. (Ложится, зевает).
ЗИНАИДА. Иди, сынок, ложись.
ПЕТР. Слушай, ты бы спал, не раздеваясь. А то долго тебя ждать приходится.
                     Коля раздевается назло дяде Пете.

СЦЕНА 7
День. Зинаида сидит у стола. Она чем-то огорчена. С улицы в комнату вбегает Коля. На нем пальто, шапка, валенки. В руках у него яблоко.
КОЛЯ. Мама, мама – я сейчас пел на улице песню - про танкистов. И один дядя дал мне яблоко. Он добрый. (Снимает верхнюю одежду).
ЗИНАИДА. Хорошо, сынок. Ты не ешь его пока. Я помою – тогда.
КОЛЯ. Дядя очень добрый.
ЗИНАИДА. Хорошо, сынок.
КОЛЯ. Он очень, очень добрый. Погладил меня по голове.
ЗИНАИДА. Хорошо, родной.
КОЛЯ. Когда папа придет с войны?
           Зинаида вытирает глаза.
Скажи – когда?
ЗИНАИДА. Не знаю, сынок.
КОЛЯ. Я покажу папе мои рисунки. Ему они понравятся.
           Зинаида закрывает лицо рукой.
Ты заболела?
ЗИНАИДА. Нет, нет, сынок. Это от лука. Сейчас чистила лук, и вот…
КОЛЯ. А когда уйдет дядя Петя? Совсем. Пусть уйдет. Нам с тобой будет хорошо.
ЗИНАИДА. Сына, дядя Петя тоже хороший. У него очень тяжелая работа. Он много ездит с концертами. Иногда едет ночью, на лошадях, по плохой дороге, мерзнет.
КОЛЯ. Папа придет и выгонит его. И Гришка с улицы то же самое говорит. А Гришка уже большой.
ЗИНАИДА (вытирает глаза, встает). Сейчас, сына, я тебе яблоко помою.

СЦЕНА 8
     Красный проспект морозной ночью. Равнодушно мерцает циферблат часов над гастрономом.                      
СЦЕНА 9
Ночь. Зинаида и Коля спят. Петр сидит на кровати – шепчет, бормочет – повторяет текст.
ПЕТР (смотрит в темное окно). Который час, черт подери?! (Будит Зинаиду). Зина, слышь. Пошли мальца, пусть узнает.
ЗИНАИДА. Сама схожу. Сегодня сильный мороз. Градусов сорок.
ПЕТР. Ничего ему не будет. Пусть закаляется – как сталь. 
                          Зинаида встает, идет к кровати Коли, будит его.
ЗИНАИДА. Сына, сына, вставай.
КОЛЯ (просыпаясь). Нет.
ЗИНАИДА. Сходи, милый, на улицу к часам. Дядя Петя просит.
КОЛЯ. Не хочу.
ПЕТР. Опять не хочу! Надоел! Давай – быстро!
КОЛЯ. Я спать буду.
ПЕТР. Пулей – я сказал!
КОЛЯ. Не пойду.
ПЕТР. А ремень?
КОЛЯ. Не пойду.
ПЕТР. Я предупреждал. Я капризных мальчиков не люблю. (Встает). Где мои брюки?
ЗИНАИДА. Не надо, я сама схожу.
ПЕТР. Цыц мне! Нечего баловать!
            И вот Коля в трусиках, в маечке стоит перед дядей Петей. Тот грозно смотрит, берет со стула брюки, вынимает из них ремень и начинает бить мальчика.
            Зинаида закрывает лицо руками.
            Коля кричит: « Я папу люблю!»
           

СЦЕНА 10

        3 февраля 1943 года. Коля стоит в углу – он наказан. Петр ходит по комнате – разминает речевой аппарат.
ПЕТР. Мой милый мак, моя Мария, мечтам мерцающий маяк, мне метит мели мировые мой милый мак, моя Мария. (Мычит). У-у-у-у-у, му-у-у-у-у…Аки-аки-аки, оки-оки-оки… Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
КОЛЯ. Я не хочу стоять в углу.
ПЕТР. Ты наказан…Шла Саша по шоссе и сосала сушку, по шоссе Саша шел, на шоссе Саша шасси нашел.
КОЛЯ. А когда мама придет?
ПЕТР. Ты должен молчать…Архип охрип, Архип охрип.
КОЛЯ. Папа придет с войны и выгонит тебя.
ПЕТР. Сказал бы я, да малой еще. Хотя…надо подумать…От топота копыт пыль по полю летит.
             Входит Зинаида – после заводской смены.
ЗИНАИДА. Слышали новость – наши разбили немцев под Сталинградом. Много тысяч в плен взяли. На заводе все повеселели, обнимались. Это поворот в войне. Секретарь парткома на митинге сказал – это начало победы.
ПЕТР. Кто с мечом придет, тот от меча и погибнет. Запомни, Николай.
КОЛЯ. Мама, я не хочу стоять в углу.
ПЕТР. Нечего было капризничать.
ЗИНАИДА. Сына, я сахару тебе принесла. Обменяла сегодня на колечко. Хочешь сахару?
КОЛЯ. Часы принеси.
ЗИНАИДА (присаживается перед сыном). Сынок, это сложно. Где их взять?                                                                                                       КОЛЯ. У Гришки с улицы есть часы дома.
ЗИНАИДА. Хорошо, сынок. Обязательно принесу – потом. (Петру). Радостное событие сегодня. Пусть выйдет из угла, хорошо?
ПЕТР (Коле). Проваливай. Скажи спасибо Сталинграду.
             Зинаида выводит Колю из угла, обнимает, целует. Усаживает за стол, кладет перед ним кулек с кусочками сахара.
ЗИНАИДА. Кушай сахар. Он сладкий.
КОЛЯ. Нет. Я для папы оставлю.
ПЕТР. Надо сказать ему…Должен понять…Пять лет все-таки…Меня в пять лет на пианино отдали…Я уже все понимал…
ЗИНАИДА. Потом.
ПЕТР (взрывается). Когда потом, черт подери?! Надо сказать! А то он меня из-за отца уже ненавидит! Я-то не на войне! У меня только с ним война!
КОЛЯ. Я папу люблю!
ПЕТР. Вот видишь – это назло! Мне назло!...Дирекция филармонии меня ценит!... Публика меня обожает!...А тут… какой-то…клоп… сосет из меня энергию!...Он вредит моей карьере!...На сцене – представляешь – я думаю о нем!...Это черт знает что!...

СЦЕНА 11

                           2001-й год. Январь.             
                         Квартира. Ночь. Зинаида Егоровна спит, не раздевшись, в коридоре у входной двери на матрасе. Николай спит в комнате на диване. Звонит будильник. Николай просыпается, нажимает на клавишу будильника, смотрит на него, встает, идет в одних трусах в коридор. Включает свет.
НИКОЛАЙ (тормошит мать за плечо). Ну, же. Время идти -  узнавать.
               Зинаида Егоровна встает, надевает валенки, пальто и шапку.
Я очень известный артист. Я помогаю людям жить... Я капризных мальчиков не люблю. Жутко, знаешь ли, не люблю… Пошли мальца, пусть узнает. Ничего ему не сделается. Пусть закаляется, как сталь… Я лучше всех умею смешить людей. Знаешь, как пляшет пленный фашист?...В следующий раз поторопись…Цыц, мне! Нечего баловать этого маленького засранца!... Слушай, ты бы, гаденыш, спал, не раздеваясь. А то долго тебя ждать приходится… Кто с мечом придет, тот от меча и погибнет…Пошел вон из угла! Скажи спасибо Сталинграду…Клара у Карла украла кларнет, Карл у Клары украл кораллы … Дядя Петя очень хороший. У него жутко тяжелая работа. Он много ездит с концертами. Бедняжка едет ночью, на лошадях, мерзнет… Му-у-у-у, мы-ы-ы-ы, мо-о-о-о…Меня в пять лет на пианино отдали. Потому что я был страшно умным.…Аки-аки-аки-аки-аки, бяки-бяки-бяки-бяки-бяки… Я пою на сцене и думаю об этом мерзком мальчишке! Это черт знает что!...Он же настоящий клоп. Его надо прихлопнуть. А еще лучше ночью выгнать на мороз…Который час, черт подери?!...А ремнем по заднице?...Пулей, я сказал!
                Зинаида Егоровна выходит из квартиры.
               Она медленно идет по длинному ночному коридору, как когда-то во время войны ее маленький сынишка, и выходит во двор, а затем и на ночной Красный проспект.

Все так же равнодушно мерцает циферблат
часов над гастрономом.

СЦЕНА 12
                       2001-й год, март. Прошло три месяца после первой сцены. Поздний вечер. Звонок в дверь. Николай идет открывать. Входит Игорь.                                                                                               ИГОРЬ. Привет. Узнаешь? Три ж месяца не виделись.                              НИКОЛАЙ. Заходи.                                                                                  ИГОРЬ. Не в духе что ли? Обидел кто?                                             НИКОЛАЙ. А-а.                                                                                           ИГОРЬ. Понятно. Сейчас все поправим. (Проходит на кухню). Представляешь, я сегодня трудился, как папа Карло. Столько было вызовов. Ну, правда, и навар есть. Одним поставил новый смеситель, из своих запасов, на триста рэ больше, чем приобрел. И они хоть бы хны, схавали. А старый смеситель себе забрал – говорю – ему место только на свалке. А сам его подшаманил и одной старушенции поставил, за двести рубликов. (Достает из кармана куртки бутылку водки). Вот – из чистой прибыли. Решил достойно завершить рабочий день. К тому же мы с тобой давно не виделись. За встречу.                                                                         НИКОЛАЙ. Я не буду. Мне нельзя.                                              ИГОРЬ. Чегой-то вдруг?                                                                НИКОЛАЙ. Был сегодня утром у врача. Мне нужно срочно операцию на желудке делать. Она стоит две тысячи у.е. Где я возьму такие деньги? Я всего лишь простой пенсионер.                ИГОРЬ. То-то я гляжу, ты какой-то смурной. Да-а, дела. (Сует бутылку в карман). Вот жизнь. Живешь, живешь – и бац! Готовься на выход!...Извини, конечно…Я не в том смысле, что тебе… дескать…Короче, нужно держаться – и шевелить мозгами. Что-нибудь придумаем.                                                                                         Звонок в дверь.                                                                             НИКОЛАЙ. Погоди.                                                                            Уходит в коридор открывать. Входит Зинаида Егоровна, закрывает за собой дверь.                                                               ЗИНАИДА ЕГОРОВНА. Товарищ начальник исправительно-трудовой колонии…                                                                               НИКОЛАЙ (перебивает). Давайте.                                                    Зинаида Егоровна достает из кармана монетки, сыплет в руки сына.                                                                                                                (Не считая деньги). С этого дня входной билет – не сто, а сто пятьдесят рублей. Извините – ситуация изменилась. Сегодня, так и быть, прощаю в честь гостя, а завтра уже – извольте. Сейчас отдыхайте, ночуйте. (Возвращается на кухню).                           Зинаида Егоровна раздевается в коридоре.                                   ИГОРЬ. У вас все еще продолжается?…Не знаю, дружище – мое дело, конечно, сторона. Но на твоем месте я бы ее простил. Молодая была, глупая. На фига - и ее мучить, и себя? У тебя же крыша скоро съедет, а, может, уже съехала. Прости ее. Она-то тебя простит, это точно. Она любит тебя. Иначе, не стала бы терпеть – заявила куда следует или ушла бы в богадельню. Прости. Тебе же легче станет.
                           Николай не отвечает. Зинаида Егоровна замерла в коридоре, ждет, что скажет сын.
Может быть, и болезнь твоя от этого. Да, скорее всего. Прости – глядишь, и поправишься.
НИКОЛАЙ (раздраженно). Тебе же сказано – операция нужна. Здесь вот, в животике ножичком требуется. Иногда боль такая  – взял бы и сам полоснул!... Деньги, деньги - где взять?! Две тысячи зеленых! Вот в чем проблема! А не в простить - не простить! Повторяю, врач сказал – операция обязательна.  Без нее мне хана. Хоть сейчас в гроб прыгай.
ИГОРЬ. Займи.
НИКОЛАЙ. У кого? У таких, как я, пенсионеров?
ИГОРЬ. Пятьсот баксов у меня есть. Может, кто из приятелей еще одолжит.
НИКОЛАЙ. А как потом отдавать? А вдруг я под ножом того… и тебя подведу. Отпадает.
ИГОРЬ. Лучше в гроб, да!?
                                Николай не отвечает.
 Хорошо. Давай думать… Ей-то не говорил?
НИКОЛАЙ. Еще чего.
ИГОРЬ. Зря. Зря ты такой упертый.
                 Зинаида Егоровна разворачивает постель в коридоре. Засовывает руку в матрас и достает целлофановый пакет – в нем денежные купюры.
Может, продать чего?
НИКОЛАЙ. Кто тут что купит? Всему этому цена – червонец.
ИГОРЬ. Квартиру продай. А меньшей площади купи. Или в отдаленных районах. Вот и хватит на операцию.
НИКОЛАЙ. Да там мошенник на мошеннике в этих конторах. Боюсь я их. Останусь без желудка и без квартиры.
ИГОРЬ. Надо рискнуть. Я бы попробовал.
                       Из коридора выходит Зинаида Егоровна.
ЗИНАИДА ЕГОРОВНА (кладет деньги на стол перед сыном). Это деньги на операцию. Возьмите, пожалуйста.
                                  Пауза.
ИГОРЬ. Откуда это у вас?!
ЗИНАИДА ЕГОРОВНА. Откладывала на черный день.
                    Игорь вновь достает бутылку из кармана, ставит ее на стол, улыбается.
ИГОРЬ. У меня давно созрел тост… Да, помиритесь вы, черт возьми!

СЦЕНА 13                         

                       Прошло несколько дней. Утро. Николай на кухне жарит яичницу. Он очень сильно взволнован, и все делает из рук вон плохо. Зинаида Егоровна в коридоре встает с постели, сворачивает матрас. Николай выходит в коридор.

НИКОЛАЙ (страшно волнуясь). Мама…

                     Зинаида Егоровна останавливается.
НИКОЛАЙ… Мама… Я хочу, чтобы теперь все было по-другому… Пойдем... (Ведет ее на кухню, усаживает за стол). Садись… Поешь... Я завтрак приготовил…Вот – яичница…
                    Выкладывает со сковородки на тарелку перед ней яичницу. Наливает в чашку чай. Достает из холодильника торт, отрезает от него большой кусок, кладет на другую тарелку, пододвигает к ней. Роняет вилку и ложку на пол. Поднимает и кладет их на стол, затем убирает со стола.
                  Зинаида Егоровна не ест, молчит. На ее лице выражение смятения и недоверия – вдруг это очередное издевательство?

СЦЕНА 14
                              Прошло еще два месяца. Май 2001-го года.
                              Квартира. Звонок в дверь. Николай открывает. Входит Игорь с цветами.
ИГОРЬ (о цветах). Вот – из чистой прибыли.  Поздравляю с выздоровлением. Два месяца разлуки – и сантехник обнимает своего друга. ( Вручает цветы.) Пусть твои краны не текут, пусть твои ванна и раковина не засоряются. И чтобы все теперь было нормалёк. А если что будет не так – зови не врачей, а слесаря. Главного человека в государстве. И святого человека. Сан-техник. Как переводится, знаешь? «Сан» – это значит «святой». Святой техник. (Застывает в картинной позе). Картина – «Святой техник навещает друга, который исцелился»… Этот шедевр был продан на аукционе за 100 миллионов долларов, но, к сожалению, ушел в частное собрание и теперь его не увидит широкая публика.
                                    Идут в комнату.
…Как ты?
НИКОЛАЙ (с иронией). Крепну с каждым днем.
ИГОРЬ (не замечая иронии). О, так это замечательно! (Достает из кармана бутылку водки). Выходит, я не промахнулся. Тебе ж теперь можно… (Застывает в картинной позе с бутылкой водки). Картина – «Святой техник приносит святые дары». Шедевр широко известен лишь жильцам этого дома. Он будет пылиться в запасниках местной картинной галереи. Его будет преследовать зависть городских мазилок.
НИКОЛАЙ (садится за стол). Давай, садись. (Кладет рядом цветы).
ИГОРЬ (оглядывая комнату). А где матушка твоя? Я думал, вы помирились…  
НИКОЛАЙ. Наливай.
ИГОРЬ. Она вышла, скоро вернется?
НИКОЛАЙ. Не торопись.
ИГОРЬ. Понял. (Садится, откупоривает бутылку, наливает водку в стаканы).                                         
                                         Пауза.                     
НИКОЛАЙ. Я был на операции, а она…Сорок дней сегодня.… Здесь бы она сейчас сидела…Рядом со мной… (Встает). Я ей никогда, ничего…А она у меня была…И за станком в войну … И в школе учителем в младших классах… И мне, когда…сам знаешь ….(Поднимает стакан, Игорю). Давай. За нее.
                  Игорь встает, поднимает стакан. Пьют, садятся, молчат…
        
И будто бы вдалеке, по тому самому коридору, но только не ночью, а днем идут Зинаида Егоровна и Коля. Мальчик что-то весело рассказывает…

   И часы над гастрономом рассыпаются в прах.



Примечание: Красный проспект – центральная улица Новосибирска.

МУРЕНКО ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ.
Телефон в Новосибирске  383 (код) 356 38 38 (дом),
8 905 945 76 57 (сот).
Есть странички в Фэйсбуке, В Контакте, в Одноклассниках
------------------------------------------------------------------------------
Пьеса зарегистрирована в Сибирском отделении Российского Авторского Общества. Все права на пьесу у автора.
-------------------------------------------------------------------------------
Коротко об авторе.
Пьесы поставлены:

«ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ» - в 50 профессиональных театрах России и стран СНГ (на момент 2016 года). Спектакли по этой пьесе стали лауреатами фестивалей в Новосибирске, Иркутске, Перми, Кирове, Самаре, Твери, Йошкар-Оле, Ульяновске, Мурманске, Барнауле, Омске, Сызрани, Тобольске, Ханты-Мансийске, Пскове, Тюмени, Комсомольске-на-Амуре, Санкт-Петербурге, Москве, в Узбекистане, Казахстане, Болгарии и во Франции. На 2-ом Всероссийском фестивале-конкурсе любительских театров «Невские театральные встречи-2016» в Санкт-Петербурге Гран-При и Приз зрительских симпатий завоевал спектакль «ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ».

Пьеса «ОТЧЕ НАШ» - в Новосибирском Областном драматическом театре «Старый дом». Показана в эфире Государственной телерадиокомпании «Новосибирск». Стала лауреатом фестиваля на Украине (Одесса). 

Пьеса «ПРИЗВАНИЕ - УБИЙЦА» - в Новосибирском Государственном Молодежном академическом театре «Глобус». Стала лауреатом Международного Рождественского фестиваля в Новосибирске. 

Пьеса "АКТРИСА НОЧЬЮ" в театре "САНТ" г. Актау Республики Казахстан. Пьеса победила в конкурсе Sib-Altera

Пьеса "СЕМЕЧКО ТЫКВЫ" - на Новосибирской студии телевидения (ныне ГТРК "Новосибирск"), а также на сцене МАУ ГЦНК «Приморье» детской театральной студией "Софит" из школы № 3 поселка им. С. Лазо Дальнереченского района Приморского края.

Пьеса «F 1 – ПОМОЩЬ. ПАМЯТИ WINDOWS 2000» - в Белоруссии, в молодежном театре «На филфаке» Белорусского государственного университета и была представлена на Международном фестивале студенческих театров «Тэатральны куфар 2009» в Минске.

Пьеса «КОРОЛЕВА ЛИР» - на ГТРК «Новосибирск».

Пьеса «БАБУИН И ДЕМБЕЛЬ» - на ГТРК «Новосибирск».

Пьеса «МУСОРНЫЕ БЯКИ» - на ГТРК «Новосибирск».

Пьеса «СЫН ПРИЕХАЛ» - на ГТРК «Новосибирск». 

Пьеса «КЛАД КРЕМ или ПРИЕМ ВЕДЕТ ПСИХОЛОГ» победила на Международном конкурсе современной драматургии "Время драмы, 2014, осень". Участвовало 10 стран: Израиль, Англия, США, Украина, Белоруссия, Казахстан, Германия, Швейцария, Латвия, Россия.

Пьеса "КОМЕДИЯ  ОРГАНОВ  ВНУТРЕННИХ  ДЕЛ" вошла в шорт-лист Международного конкурса современной драматургии "Время драмы, 2015, весна". Участвовали авторы из 9 стран: Германии, Дании, Израиля, Италии, Швейцарии, Латвии, Белоруссии, Украины, России. Поставлена в Челябинском Молодежном театре "ГлаголЪ". Премьера состоялась 16 марта 2016 года.

Пьеса "МУЖИКИ ЛЕТЯТ НА ПИРОГИ" стала победителем Международного конкурса современной драматургии «Время драмы, 2016, лето». Участвовали авторы из России, Украины, Кыргызстана, Беларуси, Молдовы, Латвии, Германии, Израиля, Канады, Франции, США.

Печатался в журнале «Современная драматургия», в сборниках «Авторы и пьесы», «Мы выбираем Новосибирск». 

Один из соучредителей Секции драматургов при Авторском Совете Российского Авторского Общества. 

Участник лаборатории драматургов, режиссеров и критиков Урала, Сибири и Дальнего Востока, семинара драматургов России в Рузе, семинара молодых драматургов СССР. 

Все пьесы можно прочитать в Интернете здесь


ВНИМАНИЕ! Все авторские права на пьесу защищены законами России, международным законодательством, и принадлежат автору. Запрещается ее издание и переиздание, размножение, публичное исполнение, перевод на иностранные языки, внесение изменений в текст пьесы при постановке без письменного разрешения автора.








                         




                        


                                                                             





Комментариев нет:

Отправить комментарий