вторник, 6 мая 2025 г.

Театр без современной пьесы мертв

  ДРАМАТУРГИЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА, автор статьи Валентин Красногоров

www.krasnogorov.com/Dramaturgi...


Начнем с цитаты. «Пьесы современных драматургов сегодня в России мало ставят, их, кажется, почти никто не читает, поскольку это как будто и не литература... И это при том, что все, даже режиссеры, знают: русский драматический театр традиционно существовал как театр современной пьесы; и то, что современный русский театр и современная русская пьеса расходятся, как в море корабли, не идет на пользу ни театру, который застрял на месте, перебиваясь все новыми и новыми переработками известных сюжетов и заезженных пьес, ни драматургам».
Эти слова написаны весьма авторитетным знатоком театра Григорием Заславским четверть века назад. С тех пор положение изменилось только в худшую сторону. Например, из 88 спектаклей нынешнего репертуара трех академических театров Петербурга лишь четыре поставлены по пьесам современных авторов.
Культурная общественность давно обеспокоена сложившейся ситуацией. Этот вопрос имеет отнюдь не чисто театральный интерес. Он имеет важное государственное значение, - и это главный тезис нашей статьи.
Драматургия является единственным первоисточником театральных постановок, кино- и телефильмов. Именно драматургия формирует в конечном счете культуру и мировоззрение десятков миллионов зрителей и всего общества. Во все времена именно театр был кафедрой, с которой звучало слово истины, внедрялись моральные, этические и эстетические постулаты, обозначались культурные коды, отражалась эпоха. Сегодня он перестает быть культурным ориентиром. На сценах ставится преимущественно перелицованная и искаженная классика, которая «уравновешивается» поверхностными пьесами западных авторов. В ходу всевозможные режиссерские композиции (вопреки закону о противоречии интересов). Усиливаются тенденции к коммерциализации театра, потере им нравственного начала и социальной ответственности, любованию насилием, грубым жаргоном, к чрезмерному увлечению сценическими приемами в ущерб содержанию. В соответствующем духе взращивается и зритель. Как писал еще Леонид Андреев, «гибнет не только театр, гибнет и публика. Кто из них кого тянет в яму, театр публику или наоборот. трудно сказать, да и не важно в данном случае. Пусть это будет взаимодействие».
Театр отрывается от окружающей жизни и от проблем, волнующих общество, им зачастую движут не столько общественные интересы и запросы зрителей, сколько стремление к эпатажу, желание прозвучать на фестивалях и в СМИ.
Связь между драматургами и театрами практически разорвана. Во многих драматических театрах упразднена должность сотрудников, формирующих репертуар, и они заменены балетмейстерами(!), а в остальных театрах завлиты выполняют не свойственную им работу. Роль их в формировании репертуара сведена к нулю. Ликвидация института завлитов и снижение их статуса крайне отрицательно сказывается, прежде всего, на художественном уровне театров. Вот реальный пример типичного ответа театра на предложение драматурга:
«Спасибо, но наш театр не принимает к рассмотрению пьесы от авторов. Пьесу или инсценировку может предложить только режиссёр, который хочет её поставить».
Чаще же всего театр вообще не отвечает на письма драматургов, даже репертуарных и известных. Можно ли ожидать в этих условиях расцвета драматургии и театра?
Необходим решительный поворот в культурной политике в этой сфере. Речь идет о не каких-либо запретах, не о репертуарном давлении на театры, не о принудительной постановке современных пьес, а об изменении культурных приоритетов и разработке мер по продуманной, планомерной и систематической поддержке отечественной драматургии. В конечном счете это пойдет на пользу прежде всего самим театрам.
Часто можно слышать одну и ту же мантру: «современная драматургия не существует». По словам того же Леонида Андреева, «только немой не вопит об оскудении драматической литературы». Но выпадение современных отечественных пьес из репертуара объясняется вовсе не отсутствием хорошей драматургии, а множеством субъективных и объективных причин. Вместе с тем, если пьесы живущих авторов не принимать к постановке (а их обычно отвергают, не читая), то современная драматургия неминуемо придет к полному упадку и вырождению. Она не может быть жизнеспособной, если ее душат за горло. Драматурги перестают писать, талантливые литераторы уходят в прозу. Полагать же, что театр может процветать в то время, когда драматургия находится в кризисе, это нонсенс.
Именно театры призваны служить опорной базой, экспериментальным центром и питомником современной драматургии, растить ее, пестовать, поддерживать. Но этого не происходит.
Еще Немирович-Данченко предупреждал: «Если театр посвящает себя исключительно классическому репертуару и совсем не отражает в себе современной жизни, то он рискует очень скоро стать академически мертвым». И режиссеры, которые с гордостью говорят: «я ставлю только классику», загоняют себя в прошлое, хотя при этом могут считать самих себя новаторами. К тому же, не ставя современную драматургию, они содействуют ее вырождению. Такие деятели театра принадлежат к тем колоколам. о которых Буало сказал, что они «прославляя мертвых, морят живых».
Классика, при всех ее неоспоримых достоинствах, не может в полной мере ответить на запросы нашего времени и отразить его. Например, Чехов не знал, что такое мировые войны, что такое развал Российской империи, революции, советская власть и ее конец, перестройка, самолеты, атомные бомбы, ракеты, телевизоры, компьютеры, интернет, мобильники – т.е. все то, что определяет жизнь и сознание современного человека. Сегодня другая мораль, другие проблемы и жизненные ценности, другая эстетика, другое общество и другие люди, другие скорости, темпы и ритмы,
А мы все это знаем. Надо честно признать, что любой классик прежних времен и даже сравнительно недавней советской эпохи уже не «наше все». Он велик, им можно восхищаться, его можно и нужно ставить, он «наше», но уже далеко не «всё». И вообще, если о ком-то говорят «наше всё», значит, кроме этого «всё», у нас больше нет никого и ничего. Не очень утешительно. И не очень продуктивно.
В попытках выразить современность через классику приходится ее «актуализировать», осовременивать, привносить в нее то, чего в ней нет и не могло быть, придумывать и додумывать за автора: «как бы он написал эту пьесу, если бы был сейчас жив». Все это обычно невкусно и неталантливо. И просто непорядочно. Над попыткой навязать «произведениям, созданных для других эпох, стиль нашей эпохи» иронизировал еще Брехт, давая совет «искать этот стиль не у себя в голове, а в драматической продукции данного времени.»
Однако мысль отразить современность путем постановки современной пьесы все еще далеко не всем приходит в голову. Из-за недостатка постановок современной драмы зрители (говоря словами писателя и философа Александр Мелихов ) «лишились зеркала, в котором могли бы увидеть значительной не жизнь Наташи Ростовой, а собственную жизнь».
Чтобы не остаться без зрителей (на классику зал наполнить непросто), театры обращаются к современным пьесам, но не к отечественным. Мы верим только в импортное качество. Однако можно купить зарубежные самолеты и автомобили, и они будут прекрасно работать, но зарубежную культуру купить нельзя. Она все равно останется не своей. И если относительно самолетов пришло ясное понимание, что гораздо правильнее иметь свои, то театры не верят в отечественных авторов и со спокойной душой ставят современные (впрочем, обычно уже далеко не первой свежести) зарубежные пьесы, иногда хорошие, чаще посредственные, сделанные искусно, но искусственно, но, главное, бесконечно далекие от нашей жизни и жизни вообще. Надо понять, что импортозамещение в культурной сфере так же важно, как в экономической и любой другой.
Чтобы исключить остроумные насмешки по поводу того, что неудачливые авторы просят для себя деньги и требуют силой заставлять театры ставить их бездарные произведения, сразу скажем со всей ясностью, что драматурги ничего подобного не требуют. Любопытно, что такие мнения чаще всего выражают люди театра. При этом как-то забывают, что сами театры, как и все учреждения культуры: школы, вузы, музеи, кино, творческие союзы, библиотеки, - поддерживаются государством. Журнал РБК проанализировал финансовые итоги работы почти 650 гостеатров России. Итог: все они убыточны. Общая доля госсубсидий в доходах театров превышает 75%. Существование театров возможно лишь благодаря этой поддержке. Например, Александринский театр в Петербурге получает ежегодно прямых субсидий около 400 миллионов руб. (а есть еще и поддержка косвенная). Никто при этом над субсидированием театров не иронизирует, наоборот: обычно сетуют на его недостаточность. Так что же позорного в том, если и драматургия получит государственную помощь? Драматургию (а она неразрывная часть театрального дела) никто не финансирует, а, между тем, ее поддержка и, как результат, возрастание ее уровня и улучшение ее качества снизила бы, а не увеличила убыточность театров. При этом поощрения и награды будут получать как раз не авторы, а театры: за постановки, за читки, за проведение фестивалей современных пьес, за драматургические мастерские и т.д. Ведь реальная поддержка драматургии может осуществляться только через театры.
Мастерские, мастер-классы и лаборатории для режиссеров весьма часты, хотя режиссеры, актеры и театроведы получают от государства образование в театральных вузах и колледжах. Драматургов, за малыми исключениями, никто и нигде не учит. Так почему бы не потратить совсем небольшие средства на повышение мастерства авторов, проявивших к драматургии способности?
Но речь не столько о финансовых, сколько о других мерах по развитию отечественной драматургии. Драматургами разработаны конкретные предложения по возрождению и развитию отечественной драматургии. Общая их цель: укрепление связи театра и авторов, устранение барьеров между ними, развитие взаимного сотрудничества, включение драматургов в театральный процесс, повышение статуса драматурга. Это пойдет на пользу прежде всего обществу, зрителям и самим театрам. Вот лишь некоторые из этих предложений:
• Создание под эгидой Минкульта интернет-платформы, посвящённой данной тематике.
• Создание государственного «Фонда поддержки современных авторов», отчисления в который складываются из добровольных взносов частных лиц, государственной дотации, и других источников; например, от перевода в Фонд небольшой доли отчислений от постановок классиков.
• Учреждение для всех театральных фестивалей всероссийского, регионального и районного уровня. как для профессиональных, так и для любительских театров отдельных номинаций призов, премий и дипломов за постановки пьес современных авторов. Эти премии не обязательно должны иметь реальное денежное выражение. Цель их –стимулирование театров, ставящих современную драматургию.
• Учреждение ежегодного всероссийского театрального фестиваля современной отечественной драматургии и проведение аналогичных региональных фестивалей профессиональных и любительских театров. В нашей стране проводится множество фестивалей на самые разные темы, по разным поводам и в честь разных лиц. Но фестивалей современной отечественной драматургии (как раз самых нужных) нет.
• Восстановление обязательной должности завлита в театрах. В его обязанности должно входить планирование репертуарной политики театра, поиски и выбор пьес, контакты с авторами, и других обязанностей быть не должно.
• Выделение небольшой квоты в репертуаре театра (скажем, одна современная пьеса в сезон). Эта мера может быть как административной, но лучше – поощрительной: путем наград театрам и режиссерам. Эта поддержка не должна сопровождаться, как сейчас, утомительными бюрократическими процедурами. Нужно, чтобы театры сами стали искать хорошие пьесы, отражающее наше время. Сейчас у них нет для этого никакого стимула.
• Создание онлайн театра для записи и показа современных пьес
• Внедрение в практику работы театров регулярных публичных театрализованных читок современных пьес.
• Меры поощрения для театров, проводящих публичные читки современных пьес, учредивших при себе драматургические мастерские и семинары.
• Организация регулярных прямых групповых встреч драматургов и режиссеров.
• Организация регулярных групповых онлайн встреч завлитов и драматургов с целью взаимного знакомства и обмена информацией;
• Поддерживание регулярного контакта между автором и режиссером, ставящим его пьесу. Регулярное приглашение автора на репетиции его пьесы.
• Введение в практику учебного процесса в театральных вузах современной драматургии, встреч студентов - будущих режиссеров, актеров и театроведов - с драматургами, постановок учебных спектаклей по современным пьесам использования современной драмы в качестве материала для курсовых работ.
• Введение драматургов в жюри и оргкомитеты значимых театральных конкурсов и фестивалей, а также в худсоветы театров.
• Использование ТВ канала «Культура» для пропаганды современной драматургии.
• Проведение всероссийского совещания (и, может быть, не одного) по проблемам современной драматургии с участием руководителей учреждений культуры, СТД, театров, Союза писателей, драматургов, продюсеров, театральных вузов, библиотек.
• Укрепление единства и организованности драматургов перед лицом решения их профессиональных проблем.
Лишь часть этих и других предложенных мер по возрождению драматургии требует определенных средств, весьма незначительных, другие же не нуждаются в особом финансировании.
До тех пор, пока будут думать, что постановка современных пьес нужна только их авторам, прогресса ожидать не приходится. Никакие административные меры и указания не помогут, если не придет общее осознание важности проблемы и понимание необходимости ее совместно решать. Необходимо сближение театра и драматургов, понимание общности их интересов и целей. Учреждения культуры всех уровней, театры, СТД, Союз писателей, библиотеки, театральные вузы и колледжи, сами драматурги должны сообща выработать и реализовать комплекс мер развития отечественной драматургии и активного ее включения в театральный процесс. Результаты не замедлят сказаться.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий