среда, 12 декабря 2012 г.

Игорь Муренко, «ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ»: ЭСТАФЕТА ИСКРОМЕТНОГО ЮМОРА












23 ноября 2012 года в Восточно-Казахстанском областном Театре драмы им. Жамбыла с успехом состоялась очередная премьера - в этот раз зрителей смешил до упаду режиссер Олег Маципуло с постановкой «Шутки в глухомани» по пьесе Игоря Муренко.
Деятель культуры РК Олег Маципуло, известный местным театралам как мастер детективных драм с комедийным оттенком, произвел на свет совершенно феерический жанровый перевертыш - убойную комедию с драматическим уклоном. Да и детективная составляющая, благодаря персонажам Владимира Муравицкого и Юрия Савина, здесь тоже присутствует, и как минимум три интриги сюжета сохраняются практически до конца.
Но - никаких спойлеров! Сами гадайте, какая она - жена Саньки; кто он вообще такой - этот прожорливый Самсон Стручков; и чем закончится эта колоритная история о деревенском мужике, решившем прикинуться мертвым, чтобы прояснить для себя некоторые нюансы в родственных отношениях. В сговоре со своей престарелой матерью парень осуществляет задуманное, а вот чем это все обернется - вы увидите сами, посетив спектакль.
Оригинальный сюжет комедии «Шутки в глухомани» родился из-под пера современного российского драматурга Игоря Муренко более 16 лет назад. В переписке с Театром им. Жамбыла автор раскрыл интересные подробности ее написания: «Писал я эту пьесу полтора года. Она «брыкалась», как дикая лошадь, не давалась в руки, как Жар-Птица. Были моменты, когда в отчаянии я хотел ее бросить. Но сцена, где Санька ночью храпит в гробу, маячила, манила, увлекала - хотя я не знал, как сюжетно к ней подвести. И вот наступил снежный апрель. И у меня «заискрило». Теперь уже не я пытался «ухватиться» за пьесу, а она «схватила» меня и уже не отпускала - заставляла бросать все семейные дела и уходить в выходные дни на работу - писать».
Сценическая судьба пьесы началась в 1996 году в Новосибирском городском драматическом театре. С тех пор 46 профессиональных театров России и СНГ осуществили ее постановку. Спектакли по «Шуткам» стали лауреатами фестивалей в Новосибирске, Иркутске, Перми, Кирове, Самаре, Твери, Йошкар-Оле, Ульяновске, Мурманске, Барнауле, Омске, Сызрани, Тобольске, Ханты-Мансийске, Пскове, Тюмени, Комсомольске-на-Амуре, Москве, в Узбекистане, Болгарии и Франции. Это лишний раз свидетельствует о том, что интерес к пьесе не ослабевает, ее «вневременное» содержание продолжает оставаться актуальным и, главное, очень смешным.
По крайней мере, в нашем театре пьеса получилась просто уморительной, за что в первую очередь следует сказать искреннее спасибо режиссеру Олегу Маципуло. Но как же все-таки важны и индивидуальные акценты - т. е. особое мастерство некоторых актеров, благодаря которому вся комедийная составляющая пьесы и, соответственно, внимание публики концентрируются именно на них. Вот почему стоит посмотреть «Шутки» и со вторым актерским составом, в котором наверняка не отвести глаз от великолепной Татьяны Греминой и весьма интересно сравнить в одной и той же роли «горячую» Татьяну Воронину с «пушистой» Мариной Соколовой из первого состава.
Ну, а в день премьеры гостей Театра с пьесой знакомили Заслуженная артистка РК Раиса Воробьева, Деятель культуры РК Валерий Кошкин, актеры Максим Горбанев, Марина Соколова, Юрий Савин, Тамара Коблова, Владимир Муравицкий, Алла Латфи, Вадим Ястребов, Евгений Пятов.
Возвращаясь к теме акцентов, хочется отметить, что постановка напоминала своеобразную эстафету юмора, в которой актеры попеременно выступали на первый план с задачей единолично смешить зрителя. Кто справился лучше - судить не нам, но с дилетантской точки зрения атлантами, держащими на плечах «небо» этого спектакля, становились поочередно Максим Горбанев, который, кстати, впервые и притом вполне успешно исполнил главную роль; фактурная и чрезвычайно искрометная Тамара Коблова, умеющая комично драматизировать ситуацию как никто другой в Театре им. Жамбыла; энергичный, озорной и безумно патетический Владимир Муравицкий, который плачет исключительно натуральными слезами - даже в комедийных постановках; один из лучших актеров русской труппы Юрий Савин, который во втором действии преобразился до неузнаваемости, вышел, что называется, из тени и в отведенное ему время взбудоражил зал весьма продолжительной лихорадкой смеха. Но и на этом сюрпризы не закончились - после Юрия Савина настал черед Аллы Латфи, которая до этого выглядела вполне себе «тихим» персонажем: реакцию на ее неожиданное музыкально-танцевально-скандальное 10-минутное «антраша» можно описать не иначе как «взрыв мозга».
Главным же звеном эстафеты юмора в спектакле «Шутки в глухомани», вне всяких сомнений, стала восхитительная Раиса Воробьева, чрезвычайно комично исполнившая роль матери главного героя, которая была вынуждена на протяжении всего действия выпутываться из щекотливых ситуаций, чтобы не выдать тайну сына.
Говоря о достоинствах спектакля «Шутки в глухомани», нельзя обойти вниманием работу художника-постановщика - отдельное «брависсимо!» отправляется в адрес изобретательного и находчивого Кайсана Кадырбекова - за гроб-лодку, за Витькину куклу, за трансформацию декораций из Санькиной избы в Лёлькину и за многие другие «говорящие» и «работающие» элементы спектакля.
«Шутки в глухомани» - образчик отличного, простого по сути своей юмора, близкого каждому из нас, независимо от возраста, профессии или статуса. Каждый узнает среди персонажей кого-то из своих родных, а может, и самого себя, насладится игрой признанных мастеров сцены, искупается в море юмора и получит незабываемый культурно-эстетический заряд бодрости.
Христина ДОРОШЕНКО
«Регион Press»

Смех сквозь слезы. Трагикомическая жизнь в глухой сибирской деревне. Главный герой прикидывается покойником, чтобы... обратить на себя внимание! Но ему помешает пациент психбольницы. Очередная премьера режиссера, заслуженного деятеля искусств РК Олега Маципуло "Шутки в глухомани" не заставит скучать ни одного зрителя.

- Если вы живете в далекой сибирской деревеньке, единственное, что у вас остается, -
это относиться к своей судьбе с юмором, - считает Олег Маципуло. - Мне показалось, что пьеса Игоря Муренко как нельзя лучше отражает трагикомическую ситуацию, происходящую с людьми, которые живут на грани. Я хотел показать, что на самом деле вся наша жизнь… сплошной дурдом! Люди живут вместе полжизни и не знают, любят ли они друг друга? Муж прикидывается покойником, а сбежавший из психушки сумасшедший становится желанным гостем. Бабушка 82 лет собирается замуж, а родные братья делят жену только что "усопшего" род-
ственника…
По словам режиссера, это не просто комедия положений. За, казалось бы, смешной историей кроется драма человеческих чувств. Люди разучились любить друг друга, относиться к ближним с вниманием и заботой.
"Ты же - наше будущее", - обращается к парню с ДЦП один из героев пьесы. Автор иронизирует над тем, куда идет современное общество.
- Вот, чтобы так не было, обращайте почаще друг на друга внимание, - предупреждает режиссер. - Иначе все окажемся в таком "будущем".
Сводят с ума и вызывают слезы у зрителей артисты Максим Горбанев, деятель культуры РК Валерий Кошкин, Юрий Савин, Алла Латфи, Марина Соколова, Татьяна Воронина, Владимир Муравицкий, заслуженная артистка РК Раиса Воробьева, Татьяна Гремина, Тамара Коблова, Вадим Ястребов, Евгений Пятов и Сергей Засорин.
Сумасшедшее действо показывают в театре с 23 ноября.
 
Пьесы Игоря Муренко можно почитать здесь: http://www.proza.ru/avtor/armariyn

Пьесы Игоря Муренко поставлены:


    Новое явление. Бешеный успех комедии "Шутки в глухомани" в Красноярске. Уже не в первый раз спектакль новосибирцев вывозится к соседям. Предприимчивые люди зарабатывают на нем деньги. http://kaleda.ru/events/7240


    Комментариев нет:

    Отправить комментарий