четверг, 18 апреля 2013 г.

Золотая Маска. Фокин остановил «Золотой лифт»?

Фокин остановил «Золотой лифт»?

№ 15 (357) от 18 апреля 2013 [«Аргументы Недели», Татьяна МОСКВИНА ]
Фокин остановил «Золотой лифт»?
Виталий Кищенко, Ярославль. Фото Г. Усоева
16 апреля в Москве состоялось очередное вручение театральной премии «Золотая маска». Надежды одной крупной театральной группировки на продвижение своих любимцев были остановлены – возможно, властной рукой возглавлявшего жюри худрука Александринского театра Валерия Фокина.
Накануне  вручения премии была заметна сильная тревога в ОПГ (организованная преступная группировка) театральных критиков, которые возлагают некие специальные надежды на режиссёров Богомолова и Волкострелова. Потому что только этим мятежным художникам удаётся адекватно воплотить на сцене общенациональную дегенерацию, а остальные упёрлись и тормозят процесс. Члены ОПГ нутром чуяли, что Фокин – профессионал старой закваски и бездарную претенциозную самодеятельность, растущую за границами эстетического поля, поощрять не будет.
Один член ОПГ написал на одном сайте передовую статью, в которой утверждал следующее: «Золотая маска» – это социальный лифт для режиссёров. И этот лифт обязан исправно возить самых перспективных! То есть люди вообще уже ничего не стесняются. Прямо так и говорят, что «Золотая маска» – не просто премия, которой награждают достойных профессионалов за хорошую работу. Это, видите ли, – социальный лифт, род манипуляции, способ продвигать своих к заветному этажу, где пилят хоть и скромное (по меркам углеводородов), но всё ж таки бабло. А критики – эдакие услужливые лифтёры. В какую гадость хотят превратить русский театр!
На новом витке борьбы за уничтожение театра самым «актуальным трендом» стала ненависть к профессионализму. Наша ОПГ уже стала вовсю покусывать Женовача с его «Студией театрального искусства», их уже Кама Гинкас раздражает, им Додин мешает, и это так и есть. Пока живы и в силе мастера, катать бездарных подельников на социальном лифте и получать за это чаевые, не получается так волшебно, как хотелось бы! Поэтому следует ждать всё новых и новых атак на тех, кто что-то знает и умеет.
В списке номинантов на «Золотую маску» в этом году, как и всегда, царил неприличнейший хаос. Работы мастеров соседствовали рядом с кучками самовыражений. Типчики, которых следовало бы выпороть на конюшне, гордо красовались вместе с фигурами славнейших…
Но Фокин не подвёл. Никакой социальный лифт никуда не поехал. ОПГ рыдает… «Маски» отправились в Ярославль – к режиссёру Е. Марчелли и артисту В. Кищенко («Без названия» по Чехову), в Новосибирск – к М. Гацалову (театр «Глобус»), в питерский театр «Балтийский дом» (спектакль «Антитела»). «Маска» за лучшую женскую роль второго плана абсолютно справедливо досталась великолепной Светлане Немоляевой – Домна Пантелеевна в «Талантах и поклонниках» (Театр имени Маяковского). По делу был награждён симпатичный мюзикл «Бал вампиров» в театре музкомедии (СПб) и так далее… Что до Дмитрия Чернякова, оперного режиссёра, получившего «Золотую маску» за «Руслана и Людмилу», то это уже фатум, тут ничего не поделаешь. Критики вцепились в Чернякова и полюбили насмерть. Приступы острого отвращения, которые испытывает значительная часть публики к этой постановке, в расчёт не принимаются.
Модный К. Богомолов был упомянут лишь в связи с тем, что актриса Роза Хайруллинаполучила «Маску» за главную роль в его спектакле «Лир». Но не смотрите вы этого «Лира», а сходите лучше в МХТ, где Хайруллина играет в спектакле «Он в Аргентине». Там и насладитесь космической индивидуальностью этой поразительной актрисы. Да и режиссёрская работа Дмитрия Брусникина хороша.
Но из года в год я наблюдаю, что целый ряд отличных работников постоянно находится в тени внимания «Маски». Марина Брусникина и Дмитрий Брусникин, Сергей Пускепалис, Антон Яковлев и многие другие – не фигурируют в числе номинантов. Кроме того, эта премия начисто лишена юмора – никогда спектакли лёгкие и весёлые не пользуются её благосклонностью. Тут в почёте всякое, как выражается Эдуард Успенский,«кишкомотательство». В общем, давно уже эта премия остро нуждается в реформе, а лучше бы её упразднить вовсе. Ведь это всё на наши деньги – там Сбербанк спонсором.
Что до актёрского творчества, то в прошлом году были две незаурядные работы, и появились они на сцене «Современника». Это Михаил Ефремов («Анархия») и Чулпан Хаматова («Скрытая перспектива»). Но «Современник» принципиально не участвует в игрищах «Золотой маски»! Позиция, вызывающая у меня просто-таки восхищение. Вот так и надо бороться с ОПГ в искусстве – твёрдо и последовательно. Подобную принципиальность сохраняют и другие театры – но всё-таки стойких бойцов явно недостаточно.
Если бы театральные деятели умели договариваться! Если бы они не боялись показаться старомодными и несовременными и спокойно говорили «нет» всяким мерзостям на сцене… Зрителям не преподносилась бы беспомощная наглая дрянь в качестве новаторства, нравы бы оздоровились, и даже, вероятно, журнал «Театр» можно было бы читать без чувства, будто «мухомора объелся».

Автор блога Игорь Муренко не разделяет мнение рецензента о творчестве Богомолова, Волкострелова и Чернякова, так как не видел их спектаклей.


Пьесу Игоря Муренко «ООО «Тюрьма» можно прочитать здесь 

http://www.proza.ru/2012/12/25/1283

Пьесы Игоря Муренко поставлены: 

«ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ» - в 46-ти городах России и СНГ (на момент 2012 года). Спектакли по этой пьесе стали лауреатами фестивалей в Новосибирске, Иркутске, Перми, Кирове, Самаре, Твери, Йошкар-Оле, Ульяновске, Мурманске, Барнауле, Омске, Сызрани, Тобольске, Ханты-Мансийске, Пскове, Тюмени, Комсомольске-на-Амуре, Москве, в Узбекистане, Казахстане, Болгарии и во Франции. 

Пьеса «ОТЧЕ НАШ» - в Новосибирском Областном драматическом театре «Старый дом». Показана в эфире Государственной телерадиокомпании «Новосибирск». Стала лауреатом фестиваля в Украине (Одесса). 

Пьеса «ПРИЗВАНИЕ - УБИЙЦА» - в Новосибирском Государственном Молодежном академическом театре «Глобус». Стала лауреатом Международного Рождественского фестиваля в Новосибирске. 

Пьеса "СЕМЕЧКО ТЫКВЫ" - на Новосибирской студии телевидения (ныне ГТРК "Новосибирск"), а также на сцене МАУ ГЦНК «Приморье» детской театральной студией "Софит" из школы № 3 поселка им. С. Лазо Дальнереченского района Приморского края.

Пьеса «F 1 – ПОМОЩЬ. ПАМЯТИ WINDOWS 2000» - в Белоруссии, в молодежном театре «На филфаке» Белорусского государственного университета и была представлена на Международном фестивале студенческих театров «Тэатральны куфар 2009» в Минске.

Пьеса «КОРОЛЕВА ЛИР» - на ГТРК «Новосибирск».

Пьеса «БАБУИН И ДЕМБЕЛЬ» - на ГТРК «Новосибирск».

Пьеса «МУСОРНЫЕ БЯКИ» - на ГТРК «Новосибирск».

Пьеса «СЫН ПРИЕХАЛ» - на ГТРК «Новосибирск». 

Печатался в журнале «Современная драматургия», в сборниках «Авторы и пьесы», «Мы выбираем Новосибирск». 

Один из соучредителей Секции драматургов при Авторском Совете Российского Авторского Общества. 

Участник лаборатории драматургов, режиссеров и критиков Урала, Сибири и Дальнего Востока, семинара драматургов России в Рузе, семинара молодых драматургов СССР. 

Один из победителей конкурса пьес Sib-Altera (пьеса «Актриса ночью»).

Другие пьесы Игоря Муренко здесь
http://www.proza.ru/avtor/armariyn

Комментариев нет:

Отправить комментарий