пятница, 5 апреля 2013 г.

Пьесы комедии для театра. Театральные хиты. «Шутки в глухомани» Игоря Муренко на ногинской сцене в исполнении актеров Московского областного ТЮЗа



«Шутки в глухомани» на ногинской сцене 
Культура * Московский областной театр юного зрителя покоряет сердца ногинчан 
Виталий ПОПОВ 

Московский областной театр юного зрителя обратил свой взор на пьесу новосибирского тележурналиста и    драматурга Игоря Муренко «Шутки в глухомани». Впервые она была опубликована в 1997 году. С успехом шла в Театре Северного флота в Мурманске, в    Тверском академическом театре драмы, в Ульяновском драматическом театре, в других городах России. Постановку этой комедии в двух действиях в Тверском академическом театре драмы и в Московском областном театре юного зрителя осуществил Заслуженный деятель искусства России Валерий Персиков. Её премьерный показ прошёл 29 июня на сцене Ногинского драматического театра.    
В этот день зрительный зал нашего театра, несмотря на жаркую погоду, был полон. И ногинские почитатели театрального искусства, не были разочарованы. И захватывающее театральное действо закончилось, не спешили покидать зал, бурно рукоплескали актёрам и актрисам, дарили им цветы, вызывали на сцену режиссёра-постановщика и других создателей спектакля.        
Действие пьесы разворачивается в глухой новосибирской деревеньке. Сельская молодёжь уехала жить и работать в город, изредка навещая стареющих родителей и бабушек с дедушками, которые вынуждены доживать свой век в сибирской глухомани. Возраст персонажей пенсионный или предпенсионный, за исключением одного героя – 22-х летнего Витьки (его роль с блеском исполняет Иван Кондрашин). Введение этого психически нездорового паренька, который заикается и бредит о женитьбе, в структуру комедийной пьесы, пожалуй, было делом несколько рискованным. Витька по-своему талантлив — он играет на гармони, поёт и все другие персонажи относятся к нему по-доброму, снисходительно. Они утешают его и жалеют. 
Колорит деревенского быта со вкусом воссоздан на сцене с помощью декораций и костюмов (оформление спектакля – заслуженного художника России Александра Иванова). Сюда ещё не дошли блага современной цивилизации («удобства» дворе, и экспозиционной сцене актриса гладит бельё чугунным, на углях, утюгом). Разговор между персонажами отнюдь не оптимистический: «И жить не хочется, и говорить скучно...» 
Казалось бы, на таком блёклом и унылом зимнем фоне деревенской жизни трудно создать комедию положений, которая может по-настоящему увлечь зрителя. Здесь надо отдать должное автору пьесы – он лихо закручивает действо, в котором актёрам есть что играть, а зрителям есть чему сопереживать. 
Какие события в рутине деревенского быта сегодня наиболее значимые? Рождение ребёнка, свадьба и похороны. Но старушки уже не рожают. Свадьбы молодые    люди, покинувшие деревню, справляют в городе. И, пожалуй, наиболее значимым явлением становятся в деревне похороны. 
Вот в пьесе Игоря Муренко действие зачинается с того, что к бабе Паше (её роль исполняет заслуженная артистка России Галина Кузнецова) приезжает из города один их трех её сыновей с печальным известием: по телефону ему сообщили, что в больнице умер брат Санька. Видно, в деревне и телефонной связи нет. Приезжает брат Николай (в его роли    занят заслуженный артист России Юрий Вьюшкин) к матери не один, а с разведённой женой Лёлькой (заслуженная артистка России Лиля Добровольская), прихватив ящик водки и похоронный венок с надписью: «Брату Александру от брата Николая». Баба Паша и её невестка, жена Саньки, в недоумении: «как умер? Ведь он же на обследование лёг? Был же недавно здоровёхонек? Операции никакой вроде бы не предвиделось». 
С этой завязки начинается пьеса и выливается в интригующее действие со всевозможными перипетиями развития этой ситуации, коллизии которой нередко вызывают в зале смех. 
Как и можно было предвидеть, 57-летний Санька (его роль колоритно исполнил Юрий Синякин), живой и здоровёхонький является из больницы домой. 
Узнав от матери, что близкие уже готовятся к его похоронам, Санька решает «подыграть», став на время «покойником». Ему очень хочется узнать, как его жена и ближайшие родственники будут убиваться по поводу его безвременной    кончины. Он вступает в сговор с 82-летней мамой. Притаскивает с чердака вытесанную деревянную лодку и ложится в неё, как в гроб, картинно сложив руки на груди. 
Ситуация «наворачивается», когда родственники вьюжным вечером накануне предстоящих похорон сидят за накрытым столом и за чаркой водки вспоминают «покойного». В дверь неожиданно стучат и на пороге появляется по-городскому одетый озябший незнакомец. Он представляется известным актёром Самсоном Стручковым (в его роли занят заслуженный артист Московской области Юрий Гукин) и просит приютить его на ночь, так как следующий с артистами на натурные съёмки автобус сломался. Надо переждать, пока его починят. Актёры, мол, разместились в других избах, а он зашёл «на огонёк» в эту. Тем, кто сомневается, как в сибирской глухомани мог оказаться именитый артист, столичная знаменитость показывает своё актёрское удостоверение. Следуя законам гостеприимства, его усаживают за стол, вспоминая яркие эпизоды из фильмов, в которых он когда-то снимался. 
Пикантность сцены в том, что все напрочь забывают о лежащем в гробу «покойнике», которому явно не нравится, что всё внимание окружающих переместилось за залётного актёра. Ночью эта знаменитость вдруг видит, что перевернувшийся в гробу «покойник» храпит... Баба Паша приносит ведро, для того, чтобы Санька справил малую нужду, но он стесняет мать и убегает во двор. Родственники с удивлением обнаруживают, что «покойника» в гробу нет...    
Брат Виктор, который когда-то был председателем сельсовета (его роль исполняет заслуженный артист России Сергей Ступников) делает предположение, что у них в деревне орудует банда преступников, которая торгует человеческими органами и    они, мол, крадут для этой цели покойников, а заночевавший у них Самсон Стручков — один из членов этой преступной группировки. 
Не будем перечислять все перипетии сюжета этой забавной истории из жизни обитателей сибирской деревушки. Отметим, что актёрам удаётся «зажечь» зал и многие сцены и реплики персонажей спектакля вызывают у зрителей искренний смех.    И всё-таки, на мой зрительский взгляд, во втором действии пьесы происходит некоторое смещение жанра. Комедия положений разбавляется некими трагическими нотками.    В одной из финальных сцен выясняется, что Самсон Стручков вовсе не артист, за которого он себя выдаёт, а сбежавший пациент. На следующий день его разыскивает санитар этой больницы (артист Кирилл Водолазов).    В смирительной рубашке санитар увозит сбежавшего пациента обратно в психбольницу. Сердобольная и сочувствующая беглецу бабушка Паша, у которой он хотел бы остаться жить, обещает бывшему электронщику навещать его в психбольнице.                                                
По жанру пьеса обязана заканчиваться «хэппи эндом». Под занавес все персонажи мирятся. Мужчины даже встают на колени перед своими верными жёнами. Казалось бы мир и лад воцаряются в их семьях. Но в избу входит баба Паша и сокрушённо произносит: «Витя повесился...» 
Эта фраза просто потонула в аплодисментах, которые дарили благодарные зрители артистам и создателям спектакля. 
http://podmoskovye.bezformata.ru/listnews/shutki-v-gluhomani-na-noginskoj-stcene/961560/

Пьесы Игоря Муренко поставлены:

    Новое явление. Бешеный успех комедии "Шутки в глухомани" в Красноярске. Уже не в первый раз спектакль новосибирцев вывозится к соседям. Предприимчивые люди зарабатывают на нем деньги. http://kaleda.ru/events/7240


    Комментариев нет:

    Отправить комментарий