суббота, 24 ноября 2018 г.

Павел Карташев: особенности современной драматургии, "авторы "новой драмы", беря для работы крайне драматичный материал сам по себе, как правило, исследуют в своём творчестве низовую (падшую ниже плинтуса) природу человека, рассматривая пороки души человеческой, а также язвы общества через сверх мощный микроскоп. Выводы же, которые делаются в результате такого творческого исследования, экстраполируются на всю природу человека, и на всё общество в целом".

Особенности современной драматургии

В современной драматургии я выделяю два направления: традиционная драматургия и так называемая "новая драма". Авторы "новой драмы", беря для работы крайне драматичный материал сам по себе, как правило, исследуют в своём творчестве низовую (падшую ниже плинтуса) природу человека, рассматривая пороки души человеческой, а также язвы общества через сверх мощный микроскоп. Выводы же, которые делаются в результате такого творческого исследования, экстраполируются на всю природу человека, и на всё общество в целом, включая политические месседжи строго определённого толка. То есть по раковой клетке выносится неумолимый вердикт о состоянии всего организма. И тут есть серьёзный нюанс. Организм при этом да, может серьёзно хворать (например, тяжёлой формой простуды), но не весь организм при этом поражён раком. 

Очень часто, к сожалению, мне видится в таком взгляде холодный расчёт художника. Это расчет на такое западноевропейское холодное сознание, требующее постоянной эпатажной встряски рассказами о детях Сомали, о жизни колоний, и т.д. и т.п. (в этой связи лондонский театр "Royal Court" не случайно являет собою альма-матер для нашей "новой драмы").

В этом смысле драматурги традиционного направления, по-моему, точнее в своих выводах и оценках, так как их взгляд на жизнь более целостный. И смотрят они не только в день сегодняшний с его провокационными всполохами, но и в прошлое с будущим одновременно, отчего объём взгляда на повседневность только возрастает и не теряет своей актуальности во времени. Понятно, что таких авторов всегда было немного. При этом графомания в традиционной драматургии видна чётче и, я бы даже сказал, острее, чем в "новой драме", где драматургические шероховатости могут и часто нивелируются остротой формы. Неудивительно, что авторов "новой драмы" больше в разы. Среди них есть и талантливые.

Также в последнее время стала выделяться драматургия для читок. Пьесы, которые пишутся для читок, характеризуются нарочитой оригинальностью диалогов и ремарок. Про них можно сказать, что они "прикольны". Во время читки (обычно на фестивалях) такие тексты производят эффект. На этом, увы, очень часто всё достоинство этих пьес заканчивается. БОльшая часть их относится к "новой драме".

http://www.theatre-library.ru/blogs/pavel_kartashev/o..

https://www.facebook.com/pavelkartashev/posts/1222277..

Комментариев нет:

Отправить комментарий